magis_amica (magis_amica) wrote in christ_kommuna,
magis_amica
magis_amica
christ_kommuna

Ленин - Инессе Арманд: "требование (женское) свободы любви советую вовсе выкинуть"

армcollage
Полн. собр. соч., т. 49, с. 51-52, 55-57

С целью дискредитации идей социализма и коммунизма в глазах православных в антисоветских СМИ и на антисоветских интернет-сайтах ведется непрекращающаяся кампания по опорочиванию нравственного облика Ленина. В частности, ему приписывается ни больше ни меньше как инициирование сексуальной революции в Советской России в 20-е годы. Ну что ж, начнем понемногу разгребать эту грязь.

Вот фрагменты двух ленинских писем к Инессе Арманд от 17 и 24 января 1915 г. по поводу брошюры о проблемах любви и брака, которую та собиралась писать для работниц. Благодаря этим двум письмам мы имеем документальное свидетельство об отношении Ленина к "свободе любви".

"Одно мнение должен высказать уже сейчас:

§3 – "требование (женское) свободы любви" советую вовсе выкинуть.

Это выходит действительно не пролетарское, а буржуазное требование.

В самом дело, что Вы под ним понимаете? Что можно понимать под этим?

1.Свободу от материальных (финансовых) расчетов в деле любви?
2.Тоже от материальных забот?
3.от предрассудков религиозных?
4.от запрета папаши etc.?
5.от предрассудков "общества"?
6.от узкой обстановки (крестьянской или мещанской или интеллигентски-буржуазной) среды?
7.от уз закона, суда и полиции?
8.от серьезного в любви?
9.от деторождения?
10.свободу адюльтера? и т.д.
Я перечислил много (не все, конечно) оттенков. Вы понимаете, конечно, не №№8-10, а или №№1-7 или вроде №№1-7.

Но для №№1-7 надо выбрать иное обозначение, ибо свобода любви не выражает точно этой мысли.

А публика, читатели брошюры неизбежно поймут под "свободой любви" вообще нечто вроде №№8-10, даже вопреки Вашей воле.

Именно потому, что в современном обществе классы, наиболее говорливые, шумливые и "вверхувидные", понимают под "свободой любви" №№ 8-10, именно поэтому сие есть не пролетарское, а буржуазное требование.

Пролетариату важнее всего №№1-2, и затем №№1-7, а это собственно не "свобода любви".

Дело не в том, что Вы субъективно "хотите понимать" под этим. Дело в объективной логике классовых отношений в делах любви."

Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд, 17 января 1915 г. – Полн. собр. соч., т. 49, с. 51-52.



"Буржуазки понимают под свободой любви пп. 8 – вот мой тезис...

А Вы, совершенно забыв объективную и классовую точку зрения, переходите в "атаку" на меня, будто я "отождествляю" свободу любви с пп. 8-10... Чудно, ей-ей, чудно...

"Даже мимолетная страсть и связь" "поэтичнее и чище", чем "поцелуи без любви" (пошлых и пошленьких) супругов. Так Вы пишете. И так собираетесь писать в брошюре. Прекрасно.

Логичное ли противопоставление? Поцелуи без любви у пошлых супругов грязны. Согласен. Им надо противопоставить... что?... Казалось бы: поцелуи с любовью? А Вы противопоставляете "мимолетную" (почему мимолетную?) "страсть" (почему не любовь?) – выходит, по логике, будто поцелуи без любви (мимолетные) противопоставляются поцелуям без любви супружеским... Странно. Для популярной брошюры не лучше ли противопоставить мещански-интеллигентски-крестьянский (кажись, п. 6 или п. 5 у меня) пошлый и грязный брак без любви – пролетарскому гражданскому браку с любовью (с добавлением, если уж непременно хотите, что и мимолетная связь-страсть может быть грязная, может быть и чистая). У Вас вышло противопоставление не классовых типов, а что-то вроде "казуса", который возможен, конечно. Но разве в казусах дело? Если брать тему: казус, индивидуальный случай грязных поцелуев в браке и чистых в мимолетной связи, – эту тему надо разработать в романе (ибо тут весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов)."

Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд, 24 января 1915 г. – Полн. собр. соч., т. 49, с. 55-57.



Итак, мы видим, что Ленин

1) не принимал легкомысленного отношения к любви;

2) отрицательно относился к отказу от деторождения;

3) отрицательно относился к супружеским изменам;

4) выступал за сохранение брака
(под гражданским браком понималось не незарегистрированное сожительство, как сейчас, а брак, оформленный без участия церкви).

Как замечает Сергей Кремлев в своей новой книге "Ленин. Спаситель и создатель","в этой полемике на общие темы угадывается и личный спор о самих себе, но как раз это лишний раз доказывает, что Ленин был вполне прям и искренен в своей позиции: "свобода любви" в постановке пункта № 10 его не привлекала ни как принцип, ни как индивидуальный случай".


</div>
Tags: Ленин, информационно-психологическая война, нравственность, сексуальная революция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments