oleggureev (oleggureev) wrote in christ_kommuna,
oleggureev
oleggureev
christ_kommuna

Categories:

Политическая «Песня о материнской любви»

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней...

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней...
(Федор Тютчев, «Два единства»,
Сентябрь 1870)








Тезис «музыка вне политики» или «искусство вне политики», широко рекламируемый нам ещё со времен позднего СССР и в годы перестройки, успешно разбился о, видимую всеми невооруженным взглядом, реальность. История создания ЕДИНСТВЕННОГО советско-американского художественного фильма – «Синяя птица», по сказке бельгийского драматурга М. Метерлинка – об «общечеловеческих» ценностях – полна ИМЕННО ПОЛИТИЧЕСКИХ противоречий (кому интересно – есть ссылка с некоторыми подробностями истории его создания). Думается, что невозможность дальнейшего культурологического сотрудничества СССР с США была, во многом, предопределена – именно этим опытом.



А вспомнился этот – уже далёкий фильм 1975 года выпуска – в связи с недавно прошедшим эфиром программы, [«Время покажет» от 02. 06. 2017.] где наши известные русофобы вполне откровенно говорят о себе, что они – русофобы (кстати, ещё буквально месяц назад, они же нам говорили, что русофобии никакой нет в природе, просто это у нас, у русских проявляется такой параноидальный бред).




Много говорить на эту тему… наверное, не нужно. И так понятно, что «на воре шапка горит» именно потому, что вор кричит громче всех «держите вора». Соответственно, обвиняющие Россию в агрессии – и есть, собственно говоря, те самые агрессоры. Достаточно посмотреть на карту с базами НАТО вокруг «агрессивной» России, этот пример – всегда – красноречивее всех нынешних русофобов-краснобаев говорит всё о том же, и уже успел набить вечную оскомину общественному вкусу.


Но, давайте, всё-же, вернемся к «Синей Птице».

***

Мы – в очередной раз – в 1975-м году – «попробовали любовью», всё – ровно – по Тютчеву.

Фильм даже вышел в прокат. И – даже был многими оценен «хорошо».

Потом, уже ПОСЛЕ выхода фильма – в нашем эфире тихо зазвучала «Песня о Материнской Любви» композитора Андрея Петрова, которая по каким-то причинам – не вошла в музыкальную дорожку фильма. Нельзя сказать, что она имела какую-то уж очень большую значимость или популярность. Это была – просто – одна из песен, звучавших в советском радиоэфире.





А теперь – давайте немного поразмышляем.

Есть музыкальная партитура фильма.
В нём есть даже ЭТА САМАЯ ТЕМА Материнской Любви – она иногда «проглядывает» в инструментальном оркестровом звучании, сквозь насыщенную музыкальную ткань партитуры звуковой дорожки фильма.

Но – самой Песни в фильме – нет.
Вопрос – ПОЧЕМУ? – остался без ответа.

Можно предположить, что композитор Ирвин Костал (Irwin Kostal), работавший совместно с Андреем Петровым над этой партитурой, посчитал, что «эта песня здесь лишняя» (сложно подумать, что сам композитор Андрей Петров принял такое решение, подводя всё развитие музыки фильма к этой Песне, но саму Песню решил исключить из звуковой дорожки.)
И вот, именно потому – музыкальная партитура – лишилась своего законченного вида – и полновесного драматургического Центра.
Тихой, лирической кульминации.

***

Можно высказать ещё одно предположение.
Давайте перечитаем поэтический эпиграф, расположенный под названием, перед основным текстом этой заметки.

В нём говорится о Любви.

Дело в том, что… для русских людей – именно это – важно. Важнее всего.

Так вот.
Если бы – в зоне смысловой кульминации фильма – зазвучала эта песня – то, в этом фильме – совершенно исчезла бы культурологическая значимость американцев, ИХ политическая, СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА.

Американский зритель – впрочем, как и русский – стал бы воспринимать этот фильм как наш, советский фильм. Просто – «при большом участии американцев», отнюдь не на паритетных началах.

Это – и к вопросу «об агрессорах», и – к вопросу «о русофобии», и к вопросу «о любви», и – к вопросу «о Смыслах».
(И, кстати, к вопросу о воздействии музыки!)

Песню просто,– на официальном уровне, лишили её законного места в форме.

Так что, друзья, Любовь – это ещё и опасное оружие,

с которым нужно бороться, нейтрализовывать.

О чём мы тогда даже и не подозревали.

Есть контакт?

***

Ну и, в качестве P/S:

Несколько фотографий о материнском инстинкте
Просто, для любителей животных.

Tags: СССР, США, Тютчев, война, искусство, кино, культура, музыка, поэзия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment