oleggureev (oleggureev) wrote in christ_kommuna,
oleggureev
oleggureev
christ_kommuna

Categories:

Форма «изначальный конфликт» в европейской культуре



Вполне себе, кстати, философский вопрос. Проявляющийся на всех уровнях, вплоть до бытового.

Думается, никто не будет возражать тому, что разнообразные «способы конфликта»
– а именно – Бога и Дьявола, Добра и Зла, Души и Тела, Тени и Света, Белого и Чёрного, Динамики и Статики, Мужского и Женского,
Льда и Пламени, Сна (Иллюзии) и Реальности, Поэзии и Быта, даже Физиков и Лириков, или Текста и Музыки, и так далее, и так далее – все эти способы кардинальных, принципиальных и нешуточных противоречий – в конечном итоге долженствующие прийти к какому-то завершению, хотя-бы этапному – в общем, все они и составляют одну общую форму взаимодействия отношений в европейском способе мышления как таковом. Но это, всё-же, не «хаос», и не «война всех против всех».

Форма здесь заключается в следующем:

В двух словах,
– изначально данное НЕРАВНОВЕСИЕ двух сил – должно нас привести к какому-то (даже, не обязательно равновесному и положительному, но) – результату.

Правда, всё-же, в классическом идеале – оно должно привести к Гармонии содействия этих двух начал,
по аналогии Разума, как мужского начала, понимающего и направляющего Чувства, как женское начало
(классический пример – постулат «в спорах рождается Истина»).
В романтическом идеале – уже, «в итоговом результате», может быть всё что угодно.

Условно говоря, главных «персонажей» может быть и гораздо больше, чем два. И – каждый из них – может носить
в себе самом ещё несколько мешков собственных противоречий и контрапунктов.
Но, однако, первый конфликт, за которым обязательно будет следить наше внимание – конфликт ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ.

Соответственно этой – макро-смысловой – форме – и выстраиваются все взаимоотношения в известной нам Европе
(и в Америке, которая основана на упрощении всё того же дихотомичного принципа европейского мышления). Даже в Европе современной. Несмотря на все её выверты последних десятилетий: ведь от физических, психологических, или астрономических законов – уйти – наверное, здесь, в обозримых пределах, никому не удастся. Есть, правда – уровень эстетический, но это особый мир, особая реальность. В музыке, например – на основе именно этой конфликтности – выстроена СОНАТНАЯ форма
(на базе которой вырос такой жанр, как СИМФОНИЯ) – основная, самая сложная и разветвленная из всех имеющихся музыкальных форм.
Аналог жанра романа в литературе.

Американское влияние – да, оно тоже есть, и оно настолько же неизбежно, насколько неизбежно влияние на человека
его alter ego. Но это уже – не конфликт, а диалектика.

[p.s. 19/07/2017_________] p.s. 19/07/2017_________

Одна из современных американских модуляций этого принципа – создание "конфликта", столкнуть лбами бывших друзей и братьев между собой, для того, чтоб было чем заниматься чьим-нибудь войскам. Выгодный бизнес – война на Украине.




Но мы отвлеклись.



***

Восток – «дело» не только «тонкое».
Здесь – нет «изначально данного» конфликта, требующего уравновешивания.
Здесь – всё начинается с некоего эпического «загадочного» покоя, требующего ключа к разгадке. Здесь интрига – именно в этом. «Открой личико, Гюльчатай!» (Кстати, европейский ориентализм этот уровень отношений вполне освоил.) Здесь может и не быть «динамики конфликта», вполне будет достаточно и «динамики танца» (то же – динамика песни или молитвы, то есть – динамика жанровая). Но – он вполне может и БЫТЬ; конфликт – он совсем даже здесь не возбраняется. Однако – он не является определяющим.

Важный момент – ничто не начинается «вдруг», без изначального вступления, «погружения в атмосферу». Без этого с вами не будут ни разговаривать, ни – тем более – петь или играть.

Уровень дифференциации конфликтующих сторон, присущий Европе – в Азии просто «разлит в воздухе», и может означать всё, что угодно. Не лишне напомнить, кстати, что – и десятичная система счёта, и цифры как таковые – в европейскую письменность и мышление перекочевали из арабской. То есть – если кто думает, что «научный» способ мышления не присущ Азии – тот сильно заблуждается. Наука очень органично входит и в поэзию и в быт. В Азии не в чести лишь «наукообразие» (что, кстати, вполне котируется в Европе). Эта «пародия на науку» на Востоке – достойна просто презрения и осмеяния. А также – достойна того же – невоздержанность, чрезмерность. Здесь этика – прежде всего. Всякого рода «романтические страсти», если они не основаны на мудром, божественном спокойствии – обречены на провал.

***
Пограничная – и в прямом, и во всех других смыслах – Россия – вполне естественно, сочетает в себе элементы влияния и Востока, и Запада.
И тот – и другой – способы мышления (условно: «конфликтный» и «эпический») – в России являются,
плоть от плоти, органичными.

Однако, смотрит она, довольно часто – не вправо и не влево.

Она – иногда – смотрит вниз, потупя взор, как виноватая невеста.
Но потом – всё-же, она начинает смотреть вверх.
В сторону Восхождения.
В сторону Бога.

Tags: Азия, Германия, Европа, Россия, США, Украина, Фауст, война, кино, культура, литература, музыка, наука, симфония, театр, теология, философия
Subscribe

  • ХРАМ НА ХОЛМЕ

    Урок Русской Мечты — АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ 22 сентября Изборский клуб провел первый в своем роде Урок Русской Мечты — встречу единомышленников из…

  • Мэл Гибсон — о ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

    Мэл Гибсон — «... и тут я процитирую архиепископа Карло Вигано. Он считает, что, наряду с существующей церковью, была основана ещё одна,…

  • РАЗВИТИЕ В ПРЕДЕЛАХ ЗООПАРКА

    «В начале было — СЛОВО» — говорит Евангелие от Иоанна. Давайте разбираться с нашей точки зрения (во времени). Если верить календарям, с тех пор…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments