oleggureev (oleggureev) wrote in christ_kommuna,
oleggureev
oleggureev
christ_kommuna

Category:

Проблемы понимания текста – №1

приглашение к размышлению


Китайский философ говорит по-китайски. Но – ЧТО он говорит? (Шёнберг)
«То, что говорит китайский философ, не может быть отделено от того факта, что он говорит это по-китайски» (Стравинский)




Все знают, что Евангелие от Иоанна начинается так: «В начале было Слово».

Это – книга Нового Завета.

Чаще всего, при возникновении в нашем информационном поле «Слова» как такового – мы, скорее всего, подразумеваем слово графическое, написанное (нарисованное, высеченное) на какой-либо поверхности.
Однако, в общем, до возникновения и – что существенно – широкого распространения культуры письменной, – культура была аудиальной (аудиовизуальной). То есть, тексты – а значит, и «слова» – в широком распространении – также, существовали, только в гораздо более живой форме, чем законсервированные в знаки. Они ЗВУЧАЛИ. Как, впрочем, и языки – никто ведь не будет утверждать, наверное, что до изобретения клинописи люди лишь посредством мычания общались друг с другом. Они, вполне себе, разговаривали. То есть, пользовались СЛОВАМИ. И даже более того: имели уже культурные артефакты и коды. Более того, уже и в наше время существуют ещё – и до сих пор – некоторые языки, не имеющие собственной письменности. Цыганский, например.

Именно потому, проблемы понимания текста – сейчас, это довольно многомерный тезис. Ибо век XIX – век просвещённый – сделал революцию в языках. Распространение книгопечатания (и особенно – газет и других СМИ) добавило во все языки существенную составляющую – язык (как и в целом культура) стал не только аудиовизуальным, но и символико-графическим. Последний, в свою очередь, по каким-то причинам стал ориентиром, основой аудиовизуальных языков. Несмотря на, фактически, более позднее происхождение, чем язык аудиовизуальный.

Причины доминирования графических языков над аудиовизуальными здесь рассматриваться не будут – это долгий разговор, отсылающий к проблеме иерархичности как таковой (потому – ещё более долгий, в конце концов, приводящий к вопросу о курице и яйце).

Что же происходит далее? – а далее происходит достаточно любопытная инверсия.

Эмоционально окрашенный, и гораздо более богатый деталями – аудио-звучащий язык – стал влиять на язык графический. Нет, здесь речь не пойдет о сдвинутых нормах визуального (графического, письменного) языка – это тема интересная, но не для данного разговора.

Даже грамотная речевая конструкция – может быть составлена:

1) – как аудиальная, и
2) – как письменно-графическая.

Достаточно почитать какие-нибудь сценарии, или научные работы – и сравнить их с художественной литературой. И то, и другое, и третье – будет составлено по совершенно различным законам. Вполне, заметим, действующим законам.

Ну, а в связи с широким распространением интернета – сейчас происходит некоторая «демократизация» уже письменной речи.

[картинка]

В общем и целом, хочется сказать, что к этому явлению можно относиться:

1) – как к факту, говорящему о ДЕГРАДАЦИИ (носителей) графических языков, и
2) – как к факту, говорящему о РАЗВИТИИ (носителей) графических языков.

Думается, впрочем, есть и то, и другое.

Не будем, однако, спешить с окончательными выводами.

Область языковая – это область метафизическая.

Она далеко не до конца нам известна.

Там – чудеса...

P.S.______________
Вторая часть

Tags: Пушкин, Стравинский, Шёнберг, библиотека, демократия, искусство, концептуальность, культура, литература, метафизика, молодежь, наука, общество, революция, филология, философия, христианство, чудеса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments