konstantin1896 (konstantin1896) wrote in christ_kommuna,
konstantin1896
konstantin1896
christ_kommuna

11 сентября 1900 года - Родился Семён Алексеевич Лавочкин, инженер, авиаконстрктор.


Семён Алексеевич Лавочкин, (11 сентября 1900 - 9 июня 1960)


Семён Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября (29 июля по ст. стилю) 1900 — на рубеже веков — в семье простого учителя. В то время они жили в Смоленске, и здесь же Семен пошел в школу.
В 1908 году родители переехали в город Рославль. Жизнь была нелегкой, благополучие семьи опиралось на личное хозяйство — корову, огород и старый сад — которое давало больше дохода, чем скромные заработки отца. Но родители не унывали: денег в семье Лавочкиных было мало, зато улыбок и шуток — предостаточно. Обычно тон задавал отец, любивший за ужином, когда собиралась вся семья — жена и трое детей — рассказывать сметные истории.
В то время существовало правило, согласно которому число гимназистов-евреев не должно было превышать пять процентов. Чтобы стать одним из «пятипроцентников», требовалось исключительное трудолюбие и незаурядное дарование. Лавочкин обладал и тем и другим.
В 1917 году он окончил гимназию в Курске с золотой медалью и мечтал продолжать учебу в институте. Но мысль о высшем образовании пришлось пока оставить.


Семнадцатилетний Лавочкин вступил добровольцем в Красную Армию.
С 1918 года — в Красной Армии — воевал красноармейцем.
В 1920 году служил в пограничной охране.
В 1920 году все студенты и лица, имевшие право поступить в высшие учебные заведения, были демобилизованы. Среди вчерашних красноармейцев, собравшихся в аудиториях МВТУ имени Баумана, оказался и Лавочкин.

Дом, где он поселился, находился неподалеку от дома, в котором жил профессор Жуковский. По утрам, направляясь в училище, профессор и студент не раз встречали друг друга. А скоро Лавочкин стал учеником Жуковского, после того как примкнул к «ветродуям» — как называли в МВТУ тех, кто отваживался на выбор аэродинамической специальности.
Теоретический курс обучения Лавочкин завершил в 1927 году. Но прежде чем приступить к дипломному проекту, молодой инженер обязан был поработать на производстве, накопить опыт для грамотного проектирования.
Для преддипломной практики Лавочкин выбрал известное КБ Туполева. Одной из причин этого выбора было огромное уважение, с каким Лавочкин относился к известному конструктору и которое он пронес через всю жизнь.

В это время на заводе внедрялся в серийное производство первый советский бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4), созданный конструкторским бюро Туполева. Лучший старт было трудно придумать.
Молодой человек начал работать в серийно-конструкторском отделе туполевского КБ и занимался вопросами прочности.
В 1929 году Лавочкин защитил диплом и получил звание инженера, после был направлен на работу в конструкторское бюро, которое возглавлял французский инженер Поль Эме Ришар. Тогда в нем работали С. П. Королев, Н. И. Камов, М. И. Гуревич и другие будущие знаменитые конструкторы.
Через два-три месяца Лавочкин не только научился свободно переводить технические тексты, но и вполне уверенно беседовал с французскими коллегами.

Вскоре Лавочкин был переведен в ЦКБ под начало А. А. Чижевского, а через год оказался в КБ Григоровича, где вплотную столкнулся с конструированием истребителя.
В самом начале тридцатых годов Лавочкину была предоставлена возможность самостоятельно спроектировать истребитель — «добро» на это дал сам Орджоникидзе.
В начале 1940 года начались испытания ЛаГГ-1.
Потом по требованию военных Лавочкину удалось успешно решить проблему увеличения дальности полета почти вдвое — так родился ЛаГГ-3. (ЛаГГ-2 никогда не существовал, поскольку по государственной нумерации истребители носили только нечетные номера, а четные присваивались бомбардировщикам.)
Решением правительства ЛаГГ-3 был запущен в серийное производство на пяти заводах.

Война потребовала новых усилий в поисках по созданию нового самолета. Стало ясно, что ЛаГГ-3 тяжеловат, а для стремительных боевых маневров ему не хватало мощности. Надо было менять двигатель, а это значило — проектировать другой самолет.
После тяжелых трудов в условиях войны, ошибок и находок появился самолет Ла-5, который Государственная комиссия приняла для производства. Но и после этого новый истребитель требовал к себе повышенного внимания.
Лавочкин сутками находился на заводе, исправляя на ходу обнаруженные недоделки, совершенствуя свое детище.

В 1943 году за свой труд он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители.

Депутат Верховного совета СССР третьего-пятого созывов (1950—1958),
Член КПСС с 1953 года.

В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков).

Работая над истребителями, Лавочкин мечтал о создании мирной машины — пассажирского самолета сверхзвуковых скоростей. «Через некоторое время, — говорил он своим коллегам, — мы с вами сделаем пассажирскую машину. Такую, что люди будут летать в Америку за два часа».
Но жизнь распорядилась иначе. Творческий путь замечательного конструктора оборвала болезнь.
9 июня 1960 года, при испытании системы ПВО «Даль», Семён Алексеевич скончался от последствий острой сердечной недостаточности.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награждён:
Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956),
Три ордена Ленина,
Орден Красного Знамени,
Орден Суворова I степени,
Орден Суворова II степени,
медаль «За боевые заслуги»,
другие медали.
трижды лауреат Сталинской премии первой степени (1941, 1943, 1948),
лауреат Сталинской премии второй степени (1946),


Subscribe

  • НАШ ХРИСТОФОР КОЛУМБ

    но перед этим — ещё много интересного... О тайнах Восточного Ордена. Перед нами замечательная положительная мистификация, принадлежащая перу…

  • ОКТЯБРЬ УЖ НАСТУПИЛ

    Александр Пушкин Осень I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.…

  • ЦЕРКОВНЫЕ ЗВОНЫ

    Звонари Кирилл Гуреев и Марат Капранов о традиции колокольного звона и электронном звонаре, проект "ЗВОНАРЬ РАССКАЗЫВАЮЩИЙ"

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments