konstantin1896 (konstantin1896) wrote in christ_kommuna,
konstantin1896
konstantin1896
christ_kommuna

Categories:

"Обновленческая" церковь. И "обновленческий" календарь. Ошибка дискурса.

Иногда, у некоторых знакомых блоггеров встречаются советские календарь за 1926-1929 года, где указаны в качестве нерабочих дней, православные праздники. Данный календарь предъявляют, как свидетельство диалога, который вела Советская Власть с церковью, как положительные "плод" этого диалога. Но здесь наши товарищи ошибаются, данный календарь нельзя предъявлять, как "плод" положительного диалога Советской Власти и Русской Православной Церкви, ибо этот "плод" отравлен.
И сейчас мы объясним почему.

Дело в том, что в данном календаре важнейшие православные праздники, отмечаются по григорианскому стилю, который был введен практически сразу после Великой Октябрьской Революции, что противоречит канонам Русской Православной Церкви, ведь Церковь до сих пор живёт по юлианскому календарю, и введение григорианского стиля в Церкви, есть отступление от многовековых Христианских канонов.

По случаю введения в качестве гражданского - григорианского календаря. На 71 заседании Собора Русских Православных Церквей было постановлено:

1) Введение нового стиля в гражданской жизни русского населения не должно препятствовать церковным людям сохранять их церковный уклад и вести свою религиозную жизнь по старому стилю. И прежде гражданское новолетие 1 января не мешало Церкви освящать новолетие 1 сентября и вести свой счет от этого числа. И теперь ничто не должно препятствовать Церкви отпраздновать Сретение Господне 15 февраля по новому стилю и 2 февраля - по старому.

2) Но Церковь не только может сохранить старый стиль; она в настоящее время не может перейти на стиль новый. Церковь в своем богослужебном обиходе ведет своих чад истинным путем: определенными неделями она приготовляет к Великому посту, к покаянию, в религиозно-воспитательных целях регулирует жизнь верующих. Введение нового стиля в церковный обиход теперь влечет за собою уничтожение в этом году праздника Сретения Господня и седмицы мытаря и фарисея (11 февраля), но главное, оно вызывает ряд неразрешимых затруднений по отношению к празднованию Святой Пасхи. Когда ее праздновать? 22 апреля по новому стилю ее праздновать нельзя, так как Пасха, согласно церковным определениям, празднуется после полнолуния, а 22 апреля (9 апреля) приходится пред полнолунием 26 апреля (13 апреля). Пасху по новому стилю нужно будет праздновать 31 марта (18 марта по старому стилю), ибо Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, если таковое будет не раньше 21 марта. В текущем году полнолуние будет 27 марта (14 марта). Но если праздновать Пасху по новому стилю 31 марта, тогда от настоящего дня (30 января - 12 февраля) до Пасхи (18-31 марта) осталось 48 дней. Как же может быть выполнен Устав о приготовительных неделях к Великому посту и о Великом посте?

3) Введение нового стиля имеет другую цель - установление единения. Было бы, конечно, весьма утешительно, если бы у христиан разных исповеданий было, хотя бы единение в днях празднования. Но в настоящее время переход Русской Церкви на новый стиль, прежде всего, повлек бы за собой не объединение, а разъединение. Все Православные Церкви ведут свой церковный круг по старому стилю. Это имеет место и в тех странах, например в Румынии, где для гражданского обихода употребляется новый стиль. Поэтому введение нового стиля в Русской Церкви было бы в некотором отношении разрывом ее с другими Православными Церквами. Вопрос о перемене стиля должен стать предметом обсуждения и быть решенным всеми Православными Церквами совместно.

4) К григорианскому стилю нельзя применять правила о праздновании Пасхи. Согласно этим правилам: а) Пасха празднуется непременно после еврейской, хотя бы на один день, б) Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния (21 марта и позже - нового стиля). Но у евреев Пасха празднуется в весеннее полнолуние, если оно будет не ранее 14 марта по старому стилю (27-го - по новому). Отсюда следует, что евреи иногда могут справлять Пасху почти месяцем позже григорианских христиан. Так это было в 1891 и 1894 годах, и в течение столетия , 1851-1950 годы, представляется таких 15 случаев. Но такое празднование стоит в противоречии и с историей, и с идеей празднования.

5) Должно признать, что юлианский стиль несовершен, и несовершенство, относительная неудовлетворительность его была признана уже на Константинопольском Соборе 1583 года, созванном по поводу предложения папы Григория XIII патриарху Иеремии II принять новый стиль. Новый календарь нужен, и желательно, чтобы он стал общим календарем народов. Но напрасно думают, что григорианский календарь удовлетворяет требованиям идеального календаря и что против него идут только по религиозному упорству или по любви к рутине. Нет. Календари могут иметь разные задачи. И юлианский, и григорианский календари имели своей задачей дать такое летосчисление, в котором весеннее равноденствие и времена года неизменно падали бы на те же числа и месяцы. Астрономический год (время от одного весеннего равноденствия до другого) 365 дней 5 часов 48 минут 45-52 секунды (здесь колебание), юлианский год 365 дней 6 часов (ошибка на 11 1/4 минут), григорианский год 365 дней 5 часов 49 минут 12 секунд (ошибка 1/2 минут). Несомненно, что продолжительность года в григорианском календаре определяется гораздо точнее, чем в юлианском. Но это преимущество - практически, на самом деле бесполезное - получено им благодаря принесению непозволительных жертв. Задача календаря, во всяком случае, должна состоять в том, чтобы в нем не было несуществующих дней. Между тем, введение григорианского календаря началось с того, что в 1582 году после 4 октября (четверг) стали считать 15 (пятница), 5-14 октября были выброшены. Занимающиеся историей и хронологией легко поймут, как эта операция Григория XIII может затруднять хронологические расчеты. Если 4-е было четверг, а оказывается, пятница была 15-го числа. Если 4-го было новолуние, значит полнолуние было 18-го или 19-го, а оно было 28-го или 29-го. Григорианский календарь отличается от юлианского только одним правилом, согласно которому при окончании столетий, то есть когда число годов оканчивается двумя нулями, год будет високосным лишь в том случае, если число столетий делится на 4. Это правило просто, и им достигается большая точность григорианского календаря, но им чрезвычайно усложняются вычисления. Историку, хронологу при вычислениях лучше всего забыть о григорианском календаре и делать вычисления по юлианскому, а потом прибавлять соответствующее число дней.

На основании изложенных соображений, Правовой и Богослужебный Отделы в соединенном заседании постановили: 1) в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем, 2) поручить Богослужебному Отделу разработать в подробностях дело применения стилей во всей жизни Церкви.

Теперь давайте разберемся, что же это за календарь такой, теперь очевидно, что каноническая Церковь к данному календарю отношения не имеет.

После Великой Октябрьской Революции в Церкви произошёл раскол на "обновленческую" и каноническую. Каноническая церковь, ещё после "Февральского переворота", к сожалению поддержала новое "временное правительство", а "обновленческая" в свою очередь перешла на сторону Большевиков.

"Обновленчество" декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке светских властей и проводимых им преобразований, после победы Октябрьской Революции.

Однако не следует считать, что движение обновления Церкви было целиком инспирировано большевиками. К началу революционных потрясений 1917 г. Русская православная церковь (тогда она называлась Российская православная церковь) находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Поэтому с началом Октябрьской революции по стране прокатились антицерковные акции, вплоть до арестов архиереев. Начались первые массовые погромы храмов и избиение духовенства. Необходимость внутреннего реформирования Церкви осознавалась тогда многими. Представители «Союза демократического духовенства и мирян» выступали за безоговорочное отделение Церкви от государства. Существенным образом на развитие обновленческого движения повлиял Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг.

 23 января 1918 г. был опубликован декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Поместный Собор не признал декрет и в своих политических решениях открыто противопоставил себя советскому государству. Многие принятые Собором определения исключали возможность сотрудничества духовенства с новой властью.

Подобные решения Поместного Собора несли в себе опасность будущих расколов. В результате к началу 1918 г. у руководителей «Союза демократического духовенства и мирян» созрел план разрыва с официальной Церковью.

В 1919 г. лидер «Союза» протоиерей Александр Введенский был принят председателем Коминтерна и Петроградского совета Г.Е. Зиновьевым и предложил ему «конкордат» – соглашение между советским правительством и реформированной Церковью. По словам Введенского, Зиновьев ответил ему: «Конкордат в настоящее время вряд ли возможен, но я не исключаю его в будущем…».

Александр Веденский
С 1918-го по весну 1922 г. сторонники церковного обновления действовали в рамках патриаршей Церкви. В этот период советское руководство, проводившее агрессивную антирелигиозную политику, видимо, было уверено в скором отмирании Церкви. Лишь убедившись в ее неудаче, правительство изменило свою тактику в этом вопросе. Кроме того, левая «церковная оппозиция» просила помощи государства в проведении реформ в Церкви. В результате в ЦК РКП(б) и СНК пришли к выводу, что руководство Православной Церковью в сжатые сроки должно взять в свои руки духовенство, абсолютно лояльное советское власти.

5 мая 1922 г. был арестован патриарх Тихон (Белавин). В советской печати было опубликовано сообщение, что он самоустранился от управления Церковью, поэтому в ней теперь устанавливается коллективное руководство. 15 мая депутация обновленцев была принята Председателем ВЦИК М.И. Калининым, и на следующий день было объявлено об учереждении Высшего Церковного Управления (ВЦУ), созданного в основном из числа активистов группы «Живая церковь» протоиерея Владимира Красницкого. Первым его руководителем стал епископ Антонин (Грановский), возведенный обновленцами в сан митрополита.

В течение 1922 г. органы советской власти пыталось утвердить в сознании населения единственность и законность "обновленческой Церкви". Так, член Президиума ВЦИК П.Г. Смидович в своих письмах в местные советы в 1922 г. указывал: «Живая церковь» – лояльная по отношению к Советской власти – должна встретить особенно внимательное и деликатное отношение к ее нуждам со стороны Советской власти».

Представители обновленческого движения в церкви разработали программы церковных преобразований, рассчитанные на радикальное обновление Русской Православной Церкви. Эти программы были обсуждены на созванном "обновленцами", так называемом поместном соборе 1923 г., который высказался в поддержку советской власти и объявил о низложении патриарха Тихона, но санкционировал лишь частичные преобразования церковной жизни, отложив проведение основных реформ на более поздний срок. Но было решено перейти на григорианский (западноевропейский, католический) календарь, что противоречило всем уставам канонической церкви.

С 1922 по 1926 год обновленческое движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией. В период наибольшего влияния — в середине 1922—1923 годах — более половины российского епископата и приходов находились в подчинении обновленческих структур.

А теперь перейдём к главному. Почему "обновленческий календарь" неудачный пример, или как писали ранее "отравленный плод", диалога между Церковью и Советским Государством.

Во-первых, как было сказано ранее, это не канонический календарь.

Во-вторых, "обновленческая церковь", которая приняла григорианский календарь, нарушив многовековые каноны христианской Церкви, была временным явлением, так после смерти Александра Веденского, данная церковь перестала существовать. Уже, после 1923 года начался постепенное угасание обновленчества, этому способствовало ряд обстоятельств:
1. Слово патриарха Тихона о признании советской власти и осуждение им попыток дестабилизации страны.
2. Осознание пагубности раскола среди клира и мирян.
3. Декларация Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского  от  29 июля 1927 года, о том, она  начиналась с обоснования действий Заместителя Местоблюстителя и Временного Синода желанием Патриарха Тихона перед кончиной «поставить нашу Православную Русскую Церковь в правильные отношения к Советскому Правительству и тем самым дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования» (Акты свт. Тихона. С. 509). Поскольку, как говорилось в Декларации, мирному устройству церковных дел препятствовало недоверие властей ко всем церковным деятелям из-за выступлений «зарубежных врагов Советского Государства», в т. ч. пастырей и архипастырей Церкви, то первой целью послания митр. Сергий и возглавляемый им Синод объявляли «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства... а с нашим народом и нашим правительством».
4. После воссоединения в 1939 году Западных Украины и Белоруссии с соответствующими советскими республиками, а так же возвращения Прибалтики и в 1940 году бывших финских земель соотношение резко изменилось в пользу канонической церкви.
5. Действенное содействие канонической церкви усилиям народа и властей в годы Великой Отечественной войны.
6. Разворот в церковной политике советской власти. Встреча Сталина с митрополитами в 1943 году.
Подробный анализ обновленческого раскола выходит  за рамки целей  написания настоящей работы. Здесь лишь отметим, что к 1946 году раскол был полностью преодолён путём вхождения обновленческих приходов в каноническую церковь с принесением покаяния и прощения раскольников.     
Subscribe

  • СТАЛИН — ВОИН БОГА

    Религия, деньги, душа, пропаганда. Третий российский проект борьбы за мировое господство или спасения мира. Ермолов Михаил Михайлович — автор…

  • ХРАМ НА ХОЛМЕ

    Урок Русской Мечты — АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ 22 сентября Изборский клуб провел первый в своем роде Урок Русской Мечты — встречу единомышленников из…

  • НАШ ХРИСТОФОР КОЛУМБ

    но перед этим — ещё много интересного... О тайнах Восточного Ордена. Перед нами замечательная положительная мистификация, принадлежащая перу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments