От христианской коммуны – к Коммунистическому Христианству.
11 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил со вступительным словом на заседании XVIII Всемирного русского народного собора. Это выступление Патриарха стало крупнейшим идеологическим событием, на территории бывшего СССР за последние годы. Единство истории, единство народа, единство России. Темой Собора стало единство русского народа.
Святейший Патриарх в частности сказал : «Мы собрались в тревожное время, когда в разных регионах планеты мирная жизнь поставлена под угрозу, когда люди гибнут от рук экстремистов на Ближнем Востоке, а междоусобный конфликт полыхает в самом сердце исторической Руси — на Украине. 2014 год открыл новую главу во всемирной истории, главу сложную, драматическую, ознаменовавшую окончание того, что условно можно назвать «постсоветским миром». Этот мир оказался хрупким. В нем не сложилось устойчивого порядка, основанного на взаимопонимании и взаимном уважении людей, относящихся к разным культурам и цивилизациям. Те, кто считает себя победителями в холодной войне, внушают всем, что определяемый ими путь развития — правильный и более того, единственно возможный для человечества. Доминируя в глобальном информационном пространстве, они навязывают миру свое понимание экономики и государственного устройства, стремятся подавить решимость отстаивать ценности и идеалы, отличные от их ценностей и идеалов, связанных, как мы знаем, с идеей потребительского общества.
В этой исторической ситуации мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками. При этом нельзя ни на минуту забывать, что это единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей.
Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. При этом мы также признаем необходимость поиска и дискуссий для достижения согласия в интерпретации тех или иных событий прошлого, оценки исторических фигур…
… Сегодня нередко слышатся голоса, призывающие принять как некий эталон какой-либо один период нашей истории, одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов. Кто-то идеализирует дореволюционное прошлое, не видя в советской эпохе ничего кроме гонений на Церковь и политических репрессий. Другие утверждают, что именно советский период был нашим золотым веком, за пределами которого — лишь социальное неравенство, коррупция и технологическая отсталость.
На самом деле описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно. Более того, упрощения создают искаженную и разорванную картину истории, распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу. Нельзя повторять ошибки тех, кто по меткому выражению Александра Зиновьева, «целился в коммунизм, а попал в Россию».
…Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя» одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня».
«Думаю, что мы должны взять из различных исторических периодов все по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России».
По сути, Святейший патриарх призвал к работе посредством дискуссии и диалога выработать единый подход к нашей истории, как основе нашего возрождения.
Это Слово Патриарха перекликается со словами С.Е. Кургиняна, назвавшего Россию Катехоном. Обратившись к известным и возвышенным духовным авторитетам - Иоанну Златоусту, Феофилакту Болгарскому, Феодориту Кирскому, византийскому патриарху Фотию, Преподобному Ефрему Сирину, Иоанну Дамскину и др., Кургинян доказательно приходит к выводу, в котором сегодня сходится практически все априорно чувствующее высшую Правду патриотическое сообщество, что Катехон (Удерживающий) сегодня – это Россия. И метафизический смысл итогов Великой Отечественной войны, которые очень и очень многие трактуют однозначно – как сакральное торжество Света Третьего Рима над тьмой Третьего рейха – сам собой выводит нас на формулу великого и всепобеждающего соединения русского и российского начала с советским. То есть с Великим Красным проектом.
Администрация группы Христианская Коммуна предлагает площадку для дискуссий, посвящённых поднятым Патриархом вопросам, в части диалога между православием и коммунизмом по выработке единого подхода к вопросам истории нашей страны.